Фабула и смысл повести «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй американский писатель и журналист, получивший широкую известность получил благодаря своим романам и многочисленным рассказам, которые, с одной стороны, полны приключений и неожиданных поворотов сюжетной линии, а с другой, подкупают кратким и насыщенным стилем автора, значительно повлиявшим на литературу XX века.

Повесть «Старик и море» вышла в 1952 году. Она рассказывает историю старика Саньяго, кубинского рыбака, самой большой добычей в жизни которого стала его борьбу с невероятно большущей рыбой.

Идея это произведения у американского журналиста и автора созревала почти двадцать лет. В 1936 году для журнала «Эсквайр» Хемингуэй пишет очерк «На голубой волне», где описывает аналогичный эпизод с кубинским рыбаком.

Остановимся кратко на сюжете повести. В течение восьмидесяти четырех дней старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. Все окружающие уже перестают верить в удачу старика и его возможность поймать хоть что-то, ведь он уже стар и слаб и потому перестают ему хоть как-то помогать в рыбалке. Но наступает 85-й день, когда Сантьяго, как обычно, выходит на своей парусной лодке в море. Он заплывает достаточно далеко. И вдруг понимает, что море меняется, что даже мелкий планктон, живущий в его толще, меняет свое поведение, вода становится другой – а это значит, что поблизости действительно большая рыба. И, действительно, скоро появился марлин около 5,5 метров длиной. Сантьяго удается зацепить огромную рыбину, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Старик сожалеет, что рядом с ним нет его маленького друга Манолина, мальчика который помогал ему с ловлей рыбы, ведь справится с рыбой в одиночку для старца на грани возможностей. Несколько дней между главным героем и рыбой происходит настоящая битва, в которой день ото дня то один то другой  добиваются своей цели. Сантьяго понимает, что мог бы справится со своим уловом голыми руками, но сильная и раненная рыба все дальше и дальше уносить его лодку в море. На запах крови постепенно к лодке старика скапливаются акулы. Герой пытается изо всех сил противостоять стихии, нахлынувшей на него со всех сторон. Все это время в голове старика прокручивается мысль, что он должен не просто вернуться в деревню, а вернуться домой с уловом, чтоб снова поверить в себя, чтоб вернуть веру в свои силы окружающих. В конечном итоге, Сантьяго возвращается домой, но от рыбы остается только скелет, голова и меч. Трофей последней рыбалки кубинского рыбака Сантьяго достается в дар мальчику Манолину.

Подчеркнуто реалистическая основа повести и каждого мелкого фрагмента разворачивает перед читателем невероятную и захватывающую психологическую и физическую борьбу состояния  героя. В «Старике и море» автор показывает, как живет конкретный человек, как он действует, как он мыслит и что чувствует, и тем самым заставляет задуматься об отношении к жизни, о ценностях  и о принципах всего человеческого существования. Кажется, в финале философской повести старик терпит поражение: лишившись добычи, с одной стороны, Сантьяго выдерживает страдания, которые сломили бы и человека и физически более сильного, чем старый рыбак. Можно сказать, что тема поражения и победы особенно подчеркивалась в послевоенной зарубежной литературе и делала повесть Хемингуэя «Старик и море» особенно злободневной и актуальной.

Последний абзац показывает слияние мыслей главного героя кубинского рыбака Сантьяго и писателя и выводится мысль о том, что жизнь — это борьбу. И только в постоянной борьбе, которая требует предельного напряжения физических и нравственных сил, человек обретает счастье, в преодолении и самоутверждении.

Практически сразу после выхода повесть была положительно принята и читателями и критиками. Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии за свое произведение.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending