«Герой нашего времени» как психологический роман

Михаил Юрьевич Лермонтов — автор, который прожил довольно мало, но создал уникальные, ёмкие произведения. Одним из самых ярких и известных можно назвать его роман «Герой нашего времени». Критики сходятся в том, что образ главного героя Печорина — это не портрет одного человека, а отражение целой эпохи с ее несовершенствами. В центре романа не биографический очерк о человеке, а его личность, его душевная и умственная жизнь показаны в движении. Уже в предисловии главный герой — Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Основываясь на этом, можно говорить о том, что «Герой нашего времени» — первый в русской литературе «аналитический» роман.

Обратимся к историческим реалиям того времени. Время, когда жил Лермонтов, — это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций.  Поэтому художественный психологизм, пронизывающий ткань романа следует считать следствием исторической эпохи. Как сам Лермонтов подчёркивает, «время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ». Это та самая примета времени и, следовательно, литература вынуждена обратиться к внутренним переживаниям и личностным поискам людей.

Писатель указал на «болезнь» века, избавление от которой — в необходимости  преодоления индивидуализма, основанного на безверии, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих.  Хронология жизни главного героя нарушена, но строго выстроена хронология авторского повествования. Весь роман подчинен центральной задаче — как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Михаил Лермонтов смог проследить, каким образом окружающая среда влияет на формирование личности, и дать портрет всего поколения молодых людей того времени.

Жертвами главного героя в романе становятся почти все второстепенные персонажи. Из-за него лишается крова и умирает Бела, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, разочаровывается в дружбе Максим Максимович. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Как пишут критики, «наполеоновская проблема» — центральная нравственно-психологическая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек утрачивает критерии добра и зла, Печорин отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих. Насыщенная гордость — так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и переживания других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы.

Трагизм образа Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин скупости своей души. свободу он ищет в одиночестве и скитаниях, не понимания ее истинного смысла. И потому он везде оказывается лишним.

Лермонтов, используя психологические обличения, ярко показал исторически конкретного героя и с точностью сумел раскрыть противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

Оценить: 2.0 (1 голосов)
Sending