Любовь в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Центральная тема романа Ивана Гончарова «Обломов» безусловно принадлежит теме кризиса самодержавно-крепостной системы в России середины 19 века. Писатель выводит в своем произведении такое понятие как «обломовщина», характеризуя его как застойное явление, как апатию в общественной жизни и личности каждого человека. Ряд критиков отмечают следующие явления обломовщины как общественного явления: душевная и физическая лень и абсолютная интеллектуальная бездеятельность. В этой связи, особенно любопытно проследить понятие любви в романе.

К теме любви обращаются многие, если не все, писатели. Считается, что любовь — это необыкновенная сила, способная воскресить мертвую душу человека. С  потрясающей убедительностью Иван Александрович Гончаров смоделировал в своем романе условия, которые привели его героя к духовному краху. Илья Ильич вырос  человеком безвольным, слабохарактерным, не способным ни к какому труду, в нем развились лишь чувство собственной уникальности и болезненная мечтательность, который и был его специфическим мирком.»Он то воображал себя то великим мыслителем, то непобедимым полководцем,то знаменитым художником». Постепенно к 32 годам в Обломове почти умерли духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения. И трагизм образа Обломова в том, что он человек тонко чувствующий красоту, не способный к фальши и удивительной душевной чистоты. Таким Гончаров рисует своего главного героя в отношениях с Ольгой Ильинской.

Ольгу отличают простота, воля и ясность мышления. Она полна благородных стремлений, живет насыщенной духовной жизнью. Ей хочется вырвать Илью Ильича из его болота, хочется насытить его жизнь ярким, интересным событиями. Ольга стремилась привнести в жизнь Обломова жизнь в широком понимания этого слова.«Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Ей приятно чувствовать свою власть над человеком. Фактически в своей любви к Илье Ильичу любит свое отражение, любит в нем те качества, которые ей хочется в нем видеть. Подобно Андрею Штольцу, Ольга тоже человек действия. Поэтому ей удается привнести некую динамику в привычный образ жизни Обломова. Но даже это движение по пути создания семьи Илья и Ольга понимают очень по-своему. Женившись на главное героине романа, Обломов посчитал свою жизненную миссию «выполненной», брак для него стал условно последней отправной станцией. Ольга же считала брак только самым началом, стартом новой жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что по мысли автора, «обломовщина» как общественное явление настолько парализует духовную жизнь человека, что делает его «глухим» даже к высоким чувствам типа любви.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending