Многомирность романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Афанасьевич Булгаков один из мощнейших писателей ХХ века, произведения которого практически сразу стали отечественной классикой. Его романы, повести и рассказы трудно прокладывали себе дорогу к читателю, вызывали противоречивые отзывы критиков, но сам автор верил, что рано или поздно но его своеобразные и всегда узнаваемые произведения станут теми не горящими рукописями, о которых он рассказывал в строчках своих произведений. Первая публикация романа состоялась только через двадцать шесть лет после смерти автора, в 1966 году. Мистицизм, свойственный многим произведениям Булгакова, стал его характерной особенностью.

«Мастер и Маргарита», пожалуй, самый спорный и одновременно самый великий роман М.А. Булгакова. Он изобилует фантастическими событиями, а его мистический сюжет будоражит воображение любого читателя. Роман «Мастер и Маргарита» многие любят, многие ненавидят, но что остается совершенно точно – к нему нельзя оставаться равнодушным. Его сложно отнести к какому-то отдельному жанру, так как в нем присутствуют и элементы философской притчи, и сатиры и мелодрамы и других.

Как уже подчеркивалось, развитая фантазия автора свойственна многим произведения Михаила Булгакова, но только роман «Мастер и Маргарита» дает читателю возможность путешествовать сразу по трем мирам. Один из них это мир реальной Москвы 20-х годов с извечным квартирным вопросом, который исключительно портит жителей столицы, в которой живет женщина Маргарита, являющаяся проводником любовной тематики в романе, и Мастера, вслед за судьбой которого читатель наблюдает все перипетии талантов творческой интеллигенции их поклонников. Второй – мир так называемой силы, благополучно расположившийся в «нехорошей квартире» №50 с Коровиным, котом Бегемотом, Азазелло и, конечно же, Воландом. И третий, идущей параллельной линией, своего рода роман в романе – история Иешуа и Понтия Пилата, выступающая своеобразным булгаковским прочтением событий жизни Иисуса Христа.

Первые два мира переплетаются в романе «Мастер и Маргарита», а третий остается стоять особняком. Безграничная любовь Маргариты к Мастеру, в которого она безусловно верит, приводит ее на помпезный бал к сатане, где женщина продает свою душу Воланду, соглашается стать его подругой на этом шикарном и блестящем сборище нечести во имя светлых чувств к Мастеру, который безусловно талантлив, но утратил веру в собственные силы и талант. Маргарита безраздельно стремиться вселить это веру, вдохнуть жизнь в сердце и ум Мастера и в этом своем сознательно-инстинктивном желании она не разбирает путей. И Воланд рад ей в этом помочь.

Отметим, что авторы и нашей и зарубежной литературы частенько обращаются к образам нечистой силы, когда хотят испытать своих героев, которые всегда услужливо рады посулить персонажам книг исполнение всех желаний. Волонда Булгакова смело можно назвать главным героем книги, где основная тема — это любовная история двух людей. Воланд изощрен, изобретателен, саркастичен — для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить страница описания бала сатаны, когда главный искуситель в волю смеется над москвичами, оставляя их в чем мать родила после внезапного сворачивания своего пышного торжества, столь демонстративно и жестоко обличающего все человеческие пороки от алчности до всеобщего разврата. По Булгакову, Воланд умен и обаятелен и потому, несмотря на отрицательную роль в романе он одновременно выполняет обличительную функцию, вызывая своеобразную симпатию у читателя.

Остается последний вопрос: каково художественное назначение древнеисторического сюжета юноши Иешуа?  С нашей точки зрения, Михаил Булгаков обращается к библейскому сюжету, чтоб еще больше оттенить изъяны современной Москвы, обнажить кровоточащие язвы общества и его нравов первой половины ХХ века. Аналогично религиозному плану развития событий, Булгаков переосмысливает и которые искупают праздность, безответственность и видимую безнаказанность людей. Обозначая религиозно-исторический пласт в романе, Михаил Булгаков тем самым показывает мир земной и мир высшего порядка и мир темных сил и светлых, подчеркивая тем самым, что человек всегда имеет выбор и добро и зло, безусловно, присутствуют как половинки единого целого.

Таким образом, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» очень многоплановое произведение, которое, несмотря на наличие многих сюжетных линий не теряет своей целостности и приобретает уникальное художественное своеобразие. Данный роман хочется перечитывать снова и снова, каждый раз открывая для себя интересные детали.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending