Нужен ли Базаров России? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Евгений Васильевич Базаров – главный герой знакового романа середины 19 века, написанного И.С. Тургеневым. Многие критики называют данное произведение злободневным и актуальным поскольку написанный накануне реформы отмены крепостничества 1861 года и затрагивает острые вопросы, которые волновали в то время интеллигенцию вопросы, которые  и ни один год назревали в обществе, и политические и социальные задачи, которые необходимо было решать.

В своем романе «Отцы и дети» Тургенев поднимает и развенчивает тему нигилизма как альтернативу современному своему времени укладу. Его главный герой Евгений Базаров воплощает в себе все основные приметы данного идейного течения.

Базаров находит бесполезным искусство, отвергает общепринятые нравы и мораль, отрицает религию, скептически относится к любви. Но, несмотря на свою молодость Базаров уже имеет идейных последователей в лице друга Аркадия Кирсанова, а так же вступает в смелые дискуссии как с носителями либеральных идей (братья Кирсановы), так и консервативных взглядов своих родителей. Автор относит его нигилисткие убеждения к разночинству, к демократическому революционерству.

Но находит ли он такой герой понимание в обществе? Разделяют ли окружающие его убеждения? В своем произведении Тургенев, показывая всю несостоятельность укоренившихся порядков, с одной стороны, все же оставляет своего героя в одиночестве, с другой. Идейные друзья Базарова оказываются псевдонигилистами: Аркадий влюбляется в Катю, Ситников и Кукшина предают его идеалы, старшее поколение (братья Кирсановы и родители самого Базарова) резко отвергают его взгляды. Евгений Васильевич остается единственным сторонником нигилизма.

Более того, писатель огрубляет трагедию и непонятость своего героя еще и тем, что помимо конфликта общественного вводит своего героя еще и в конфликт внутриличностный. Евгений Базаров влюбляется в богатую вдову Анну Одинцову, изменяя всем постулатам нигилизма. Любовь ломает все представления героя о жизни и приоритетах в ней, о главном и второстепенном, с каждым днем Базаров все больше с «негодованием сознавал романтика в самом себе». Но Анна Сергеевна не отвечает взаимностью Базарову, предпочитая продолжить жить спокойной жизнью без волнений и душевных метаний, и это для нее важнее, важнее любви.

Есть мнение, что любовь Базарова с Одинцовой не состоялась из-за глубокой внутренней симпатии автора к своему герою. Тургенев слишком уважал своего героя, столь верного своим убеждениям. Потому как любовь меняла Базарова и изменила б совсем, главный герой, можно сказать, изменил бы самому себе.

К концу Базаров умирает от случайно полученного заражения крови при вскрытии трупа крестьянина, погибшего от тифа. Значимость и мощь своего героя Базарова Тургенев передал во время его болезни, перед лицом смерти. Близость гибели пробуждают лучшие человеческие и сыновьи качества Базаров: он нежен с родителями, что выступает только доказательством целостности, насыщенности и внутреннего богатства его личности. Но, при этом, герой остается верен своим атеистическим и материалистическим взглядам, что находит свое отражение, когда он отказывается от исповеди, принимая причастие лишь в бессознательном состоянии, когда человек уже не может отвечать за свои действия.

Размышления автора о месте Базарова в обществе приводят его к следующему выводу: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”. То есть, признавая, всю силу и мощь личности своего героя, который смело вступает в противоборство, действует активно, может увлечь за собой, все же пока несвоевременен. Он герой завтрашнего дня, а не лидер сегодняшнего и время Базаровых в России еще не пока не пришло.

Оценить: 5.0 (2 голосов)
Sending