Образ Белякова в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

Тему “ человека в футляре ” красной линией проходит через все творчеств Чехова. “Учитель словесности”, “Дама с собачкой”, “Невеста”, “Ионыч” – вот те рассказы, которые сразу приходят на ум при образе «футлярного человека». История Белякова, возможно, самая гротескная в этом списке. Чехов изображает предельно утрированный образ человека времен автора. У героя интересный характер, занятные привычки, а также у него есть чехол буквально подо все: под зонтик, под карандаш, под ножик, и даже собственное лицо он кутал в воротник. Этими ярлыками Чехов сразу раскрывает психотип своего героя. Беликов полностью отгородился от повседневности, даже его род деятельности заставляет его говорить на иностранном языке. Возможно, он уже человек только в телесном обличии, но с точки зрения мысли, действия и отсутствия эмоциональных проявлений – он прибор, машина. А самое страшное, что такой образ жизни он предлагает окружающим: он пугает своей осторожность, заражает собственной боязливостью.

Чехов развивает образ Белякова до масштабов всей страны, которая отгородилась от нового, западного, живет в своем маленьком мирке, темноты и невежества.

Но вот в городок врывается свежий ветер в лице Коваленко. Герой решительно заявляет кульминационную фразу всего рассказа: “Нет, больше жить так невозможно!” И по сюжетной линии Беляков умирает. Так символично Чехов показывает несостоятельность, неактуальность образа своего героя, которые должны уйти в прошлое и уступить место новым силам. Свежие умы уже на подходе, они есть, но автор задается вопросом: сколько еще таких же, как Беляков футлярных людей вокруг? Тут сцена похорон красноречивее любого анализа, когда вся процессия была“были в калошах и с зонтами”, аналогичных тем, в которых ходил и сам Беляков.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending