Образ Павлуши Веретенникова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Веретенников – собиратель фольклора, один из многих, которые тогда странствовали по Руси. В свое время к их кругу принадлежал и сам Некрасов, проделавший перед написанием поэмы огромную работу по сбору материала. Интерес к устному народному творчеству в то время считался важным не только в научном, но и в идеологическом плане. Внимание интеллигенции к простому народу, готовность шагнуть ему навстречу само по себе уже обозначало немалые перемены. У Веретенникова однозначно были реальные прообразы, этнографы-фольклористы, например, Павел Рыбников и Павел Якушкин. Фамилию же Веретенников Некрасов взял у журналиста, прославившегося своими отчетами о сельских ярмарках, опубликованными в «Московских ведомостях».

Павлуша не просто любопытствует, он старается как можно глубже проникнуть в жизнь народа, видит счастье и несчастье людей. Он соучастник, а не пассивный наблюдатель. Так, уже появившись в поэме в первый раз, Веретенников совершает добрый поступок: вспомним эпизод с дедом Вавилой, пропившем деньги на подарок внучке. Все крестьяне сочувствуют Вавиле, но только Павлуша может ему помочь: отдав немалую для мужика сумму, он покупает козловые башмачки. Однако в корне изменить жизнь народа Веретенников не в силах. Зато Павлуша готов выслушать простой народ, прислушаться к его мнению и согласиться с ним, если потребуется. Он искренне сокрушается о повальном пьянстве среди крестьян, ему на это «обидно поглядеть». Но после разговора с Якимом Нагим (тот оправдывает любовь к выпивке тяжелой жизнью и непрестанным трудом) Веретенников не обижается на правдивые слова, а подносит ему «два шкалика», и этим еще больше располагает к себе крестьян.

«Разумной-то головушке / Как не понять крестьянина?» – так переговариваются между собой мужики о Павлуше. И так в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Павлуша Веретенников становится немаловажным образом, символизирующим готовность народа к диалогу с одной стороны, и наличие заинтересованных в реформации Руси людей среди высшего сословия с другой стороны.