Проблема изображения русского национального характера в произведениях писателей последней трети xix века

Сочинение /

Проблема русского национального характера в прозе XIX века Федор Михайлович Достоевский — удивительно тонкий и вдумчивый писатель, сумевший разглядеть черты русского национального характера и верно, без лишней сентиментальности передать его черты в своем романе «Униженные и оскорбленные».

Можно сколько угодно полемизировать, что герои Достоевского, изломанные жизнью, не дают той картины истинной России, какую видели Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тургенев. Но, прочитав роман «Униженные и оскорбленные», поражаешься правде жизни, схваченной автором, сумевшим обрисовать характерные черты русского национального характера в Женских образах: Наташи Ихменевой и Кати и мужских — Ивана Петровича и Алеши. Жертвенность отличает Наташу. Она способна глубоко и искренне любить, забыть себя, собственное достоинство ради любимого. Ведь точно знала, что недолговечно счастье, а бросилась в объятия Алеши, как в омут. Теперь она не сожалеет ни о чем находит в себе мужество не попрекать любимого.

Лишь другу Ивану Петровичу, поверяет свои сокровенные мысли. «Вот и кончилась наша любовь. Полгода жизни! И на всю жизнь,— прибавила она, сжимая руки. Ее рука горела. — Видишь, Ваня: ведь я решила, что я его не любила как ровню, так, как обыкновенно женщина любит мужчину. А любила его, как. почти мать. Мне даже кажется, что совсем и не бывает на свете такой любви, чтоб оба друг друга любили как ровные, а?. говорили, что он без характера и. и умом не далек, как ребенок. Ну, а я это-то в нем и любила больше всего. веришь ли этому?. и будь он хоть чем-нибудь другой, с характером ль, умнее, я бы, может, и не любила его так.» Еще «оригинальнее», самоуничижаясь, относится к любви Катя. «.Она сама нарочно растравляет свою рану (любовь), чувствуя в этом какую-то потребность,— потребность отчаяния, страданий.»

Но самое интересное, что безвольный, эгоистичный и избалованный Алеша принимает такое отношение женщин спокойно, требуя от них полнейшей самоотреченности. Он «любит» обеих, ему «трудно» сделать выбор между бедной Наташей и Катей с миллионным состоянием. Алеша покорно ждет своей участи. (Как это похоже на современных мужчин, похваляющихся своими несуществующими достоинствами.)

Далее Достоевский приводит удивительный диалог двух любящих женщин, решающих, с кем возлюбленному будет лучше, а кто должен уйти, пожертвовав собой ради его счастья. Катя спрашивает Наташу: «Я хочу. я должна. Ну я вас просто спрошу: очень вы любите Алешу? — Да, очень. — А если так. если вы очень любите Алешу. то. вы должны любить и его счастье.» Наташа понимает, что, кроме любви, князя интересуют деньги, а тут преимущество на стороне Кати. Катя почти клянется: «Я буду его очень любить, Наташа, и вам обо всем писать.» И невольно задаешь вопрос — чем заслужил Алеша такую любовь этих необыкновенных женщин? Ведь ни умом, ни характером, ни богатством не блещет. «Добрый»,— говорят некоторые современные критики. Но разве по-настоящему добрый человек принял бы жертву Наташи, заранее зная, что не на что жить, а отец денег не даст — эта женитьба против его воли. Наташа живет в «ужасной квартире», а себе Алеша снимает превосходную.

Сохрани закладку