«Рукописи не горят» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Рукописи не горят» — с этой верой в преображающую силу творчества и искусства уходил из жизни писатель Михаил Булгаков. Известный факт, что все ключевые творения автора увидели свет и нашли своего читателя только после кончины. И удивительно приятно, что все они сохранили свою актуальность и востребованость у аудитории  и пару десятков лет спустя.

«Рукописи не горят», — эта фраза выполняла автору роль, сродни молитве от  вынужденного забвения и от безразличной разрушительной работы времени по отношению к самому дорогому его творению — романа «Мастер и Маргарита».

И рукопись действительно дождалась своего часа и поклонника. Отметим, что  первое издание романа состоялось спустя двадцать шесть лет после смерти самого Михаила Афанасьевича в 1966 году, а после неоднократно переиздавалось.

Если оценивать жанровое своеобразие романа и подходить с традиционных позиций, анализируя такие вопросы, как тема, жанр, идея, художественные средства достижения замысла писателя, то становится понятно, что «Мастер и Маргарита» не укладывается ни в один шаблон. С «Мастера и Маргариты» фактически началась своеобразная мода на писателя Булгакова. Множество читателей и критиков знакомились с книгой, она же многими и несчитанное количество раз переосмыслилась и литераторами и драматургами, не переставая инициировать все больше и больше вопросов, споров и противоречий, нежели ответов. Так или иначе, но роман Булгакова уже ни раз был признан немеркнущим, насущным, актуальным. Автору удалось сделать свое творение нетленным.

Но главным остается вопрос «почему?», почему эта книга не теряет своего читателя? Ответ наверно в многослойности и неоднозначности романа. С одной стороны, это уникальность самой сюжетной линии романа, аналогов и копий «Мастеру и Маргарите» в литературе просто не существует. С другой, многомерность повествования в романе: можно насчитать как минимум при прорисованных мира – это бытовая Москва первой половины ХХ века, это фантастический яркий и пленящий мир Волонда, и это роман в романе – история Иешуа, которую якобы пишет герой романа Мастер. С третьей, Булгаковым в его знаковом романе затрагивается сразу несколько всегда актуальных и непреходящих тем: история любви главных героев, история человеческих пороков в изображении рядовых москвичей, погрязших в алчности, пьянстве, склоках и распутстве; это и тема стойкости и силы личности перед искушение и ряд других. Аналогичное многообразие на любой вкус и на любого читателя мы видим и в жанровом своеобразии: сатира, фарс, мелодрама, фантастика и проч.

Таким образом, роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — это вечная «рукопись» для каждого читателя.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending