Семейная тематика в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Семья как очаг, где человек всегда бывает принят, семья как ячейка общества очень важны для человека. Для русских же семейственность – своеобразный индикатор национального характера, подчеркивающий его самобытность. Поэтому авторы часто обращаются к теме семьи. Не стал исключением и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

«Все счастливые семьи счастливы одинаково, и только несчастные — несчастны каждая по-своему» — именно Льву Николаевичу принадлежит высказанная им когда-то мысль, опираясь на которую становится понятно, что общность людей, основанная на любви, уважении и поддержке может быть подлинной семьей в понимании автора.

В своем романе-эпопее «Война и мир» толстой показывает судьбы нескольких семей: Болконских, Курагиных, Бергов, конечно ростовых, а в эпилоге еще и Бузуховых пьера и Наташи. Все эти семьи очень разнятся и , показывая в «войне и мире» различные типы отношения кровно-близких людей, писатель выводит своеобразный семейный идеал с непреходящими ценностями, способными стать основой цельной и самодостаточной личности.

Обращает на себя внимание тот факт, что идейно близкие автору герои вышли из  «настоящий» семей по Толстому, в то время как  себялюбцы и конъюнктурщики выросли в семьях, где люди лишь формально соотносят себя с близкими по крови. Толстой с особой заботой описывает  сцены быта Ростовых и в Отрадном и в московском имении, теплотой веет, когда читает о повседневности в Богучарове и Лысых горах, где обитали Болконские. У двух этих духовно близких автору, почти идеальных и образцовых семей есть дом как кров, как очаг и как безусловная человеческая ценность.

Ростовы как семья представляют собой взаимосвязанное целое. И только вера- непитично для Ростовых чужая , холодная, сдержанная, почти скупая в своих эмоциональных. Символично и то, что в романе она становится супругой расчетливого Берга.

Описание именин, святок с ряжеными у Ростовых наполнены истинным хлебосольством, естественным радушием и искренностью. Старшее поколение растит своих детей в любви, прививая последним чувство уверенности и защищенности. Когда Николай проиграл Долохову крупную сумму денег, то смог заплатить долг, не услышав ни слова укора со стороны отца и, хотя эта сумма ставила Ростовых на грань разорения. У детей ростовых взрастает чувство семейного долга, именно долга, а не обузы: поэтому Наташа ухаживает за больной матерью после трагического известия о кончине Пети, Николай стремится как можно скорее вернуть родителям долг, а в эпилоге автор показывает как он и вовсе посвящает свою жизнь матери и семье. В своих черновиках романа Толстой даже дал этой сердечной семье небывалой мудрости и порядочности фамилию Простовых, подчеркивая естественность их семейного уклада.

В противовес Ростовым, Болконские живую по жесткой дисциплине, беспрекословно принимая волю старших и для них это является естественным: Андрей откладывает женитьбу на Наташе аж на целый год по требованию отца, княжна Марья панически боится отца-деспота. Но психологически эта семья тоже цельна и эта сплоченность находит свое отражение в сложных жизненных ситуациях. Так, Марья обнимает отца, узнав о гибели брата и произносит буквально следующее: «Давайте плакать вместе». И пусть на смертном одре, но сердце старого Болкогского теплеет к дочери, который при жизни так боялся испортить ее лаской.

Совсем иной представляется семья Курагиных. Они живут по принципу «цель оправдывает средства», что явно демонстрируется при попытках князя Василия заполучить для сына самую богатую невесту – Марью Болконскую, так же в стремлении пристроить Элен, поломав жизнь Пьеру Безухову.

Испытывает Толстой типажи семей не только бытовой и повседневной жизнью, но и войной, ведь роман-эпопея подробно рассказывает о сражении русских против наполеона в 1812 году. Свой общественный и гражданский долг Курагины коротают в праздных салонах, а Болконские и Ростовы приносят своих детей в жертву войне и свободе своего народа.

Фактически идеальной предстает перед читателем семья Наташи и Пьера, которые стремятся не только к продолжению рода и воспитанию нового поколения, но и пропогандируют единение духовное, идейное. Наташа – «зеркало» мужа, отражавшее «только то, что было истинно хорошо». Весь мир героини – дети, муж. Пьер в свою очередь «после семи лет супружества … чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене». Они способны предугадывать желания и мысли – в этом их истинная близость. По Толстому, семья выступает своеобразным результатом душевных поисков человека как личности.

 

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending