Сравнительная характеристика имажинизма и футуризма в поэзии серебряного века

Поэзия серебряного века характеризуется, прежде всего, широкой палитрой литературных направлений. Это имажинизм, футуризм, символизм, акмеизм. Естественно, что представители разных подходов различно трактовали цели творчества и осмысляли свое место в литературе и умах читателя.

С. Есенин в своем творчестве был близок имажинистам, хотя в последствии и отошел от них. В своих стихах он провозглашал ценность слова-образа, который может лишь условно относиться к реальности. Ему противопоставлялся футуризм, который предлагал возвести на трон читательского внимания нового героя, своеобразного “гостя железного”, который придет на смену стихии русского языка, близкого к народу, к родным краям, тем более, что у самого Есенина можно найти мотивы гибели.

Футуризм стремился разрушить все существующие ранее условности, стили и жанры, подходы и принципы в самом построении стихотворного слога, возможно даже вернуться к элементам фольклорной тематики как вышедшему из самих природных основ. Поэтому в стихах футуристов можно найти невероятное количество неологизмов, метафор и четко выстроенных образов. Ярким представителем футуризма был В. Маяковский. Он поэт будущего, он глашатай революционного прогресса. “Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!”, пишет он в 1924 году (“Юбилейное”), продолжая подобную тему в поэме “Во весь голос”: “Я сам расскажу о времени и о себе”.

В это же время Есенин четко осознает себя поэтом уходящей эпохи. Чтобы подтвердить это, достаточно вспомнить строчки стихотворения 1920 года “Я последний поэт деревни”.
В этом и есть принципиальное различие двух ярких направлений в поэзии серебряного века.