Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан накануне отмены крепостного права и затрагивает ряд политических, общественных и нравственно-духовных проблем, актуальных переломной эпохи середины 19 века. Безусловно, писателем затрагивается в его произведении и тема любви. Типично для художественной литературы обращение писателей к любовной тематике как «спасительной» для главных героев. Такая сюжетная схема представлена у Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», когда Соня спасает Раскольникова от его разобщенности с окружающими; у М.А. Булгакова в «Мастере и Маргарите», где женщина даже заключает сделку с дьяволом во имя любви к мастеру и ряд других.

Какую же роль играет тема любви у И.С. Тургенева? В романе можно проследить несколько любовных линий: чувства Евгения Базарова к Анне Одинцовой, любовь Аркадия и Кати, привязанность отцов и детей на примере Базарова и его родителей.

Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов нигилисты. Нигилист – человек, ум которого заражен безверием ни во что, а так же пропагандирующего протест против всех общественных устоев и ценностей. Нигилисты называют искусство бесполезным, общепринятую мораль устаревшей, религию ненужной, скептически относится к чувственным рвением сердца. Базаров искренне разделяет свои убеждения, фактически — он и есть источник нигилизма в романе. В противовес ему, Аркадий Кирсанов лишь увлекается идеями нигизма и потому, влюбляясь в сестру главной женской героини Одинцовой Катю, с легкостью отказывается от своих убеждений и всецело отдает себя взаимным любовным переживаниям.

Для Базарова же любовь к богатой вдове Анне Одинцовой становится настоящим испытанием. Появившаяся в нем чувственность, вносит раздор и смятение в его ум, ведь он сам начинает жить и дышать тем, что столь рьяно отрицал, подвергал сомнению, почти высмеивал, и побороть в себе это чувство герой не в состоянии. Он признается Анне в своих чувствах. Но Одинцова остается холодна, на слишком привыкла к своему размеренному образу жизни и лишние волнения ей ни к чему, спокойствие для нее наивысшая ценность, оно субъективно существеннее любовных переживаний.

На этом примере мы наблюдаем, как писатель Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литература амплуа. Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт своих разума и сердца. Любовь у Тургенева тут опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя. Базаров как герой самобытный, как сильная личность, остается верен своим идеалам до самой смерти в результате заражения крови. Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но также Тургенев прекрасно понимает несостоятельность образа Базарова тенденциям времени, называя его лишним, указывая на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя, можно назвать, довольно изощренный способ разгромления Евгения Базарова как любовь.

На примере взаимоотношений Евгения Базарова и его родителей Иван Тургенев показывает взаимоотношения отцов и детей непростого в историческом срезе времени середины 19 века. Хотя умы «отцов» полны консерватизма и упования на волю божию, как мы это читаем по образу жизни родителей Базарова, которые  в меру образованы, признают, что размеренная сельская жизнь оставляет их вдали от современных идейных течений, и изливают свои переживания они в молитве к богу, а мысли «детей» заражены безверием, высокомерием, духом революционерства и необходимостью назревших перемен, что находит свое отражение в образе центрального героя романа, автор находит вневременные и внеидейные точки соприкосновения поколений. Этим объединением с точки зрения Тургенева выступает всепринимающая родительско-детская любовь и привязанность. В книге Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы всей душой обеспокоены отречением их сына Евгения от веры. Эта любовь-забота ощущается на протяжении всего романа, хоть самих персонажей автор выводит лишь в самом конце произведения. Именно они окружают своей поддержкой, теплом, и если не пониманием, то безусловным принятием своего сына, когда он него отреклись друзья, любимая женщина, когда он сам отвергает значимую часть своей личности. И, естественно, что такая искренность родительских чувств не остается без ответа у Базарова. Уже умирая, он долго отказывается от исповеди, оставаясь верным своим идеалам. Но в финале, будучи уже без сознания, а значит – вне разума, Базаров соглашается на причастие.

Такой финал можно считать символической победой родительско-сыновьей любви, которая выступила единственной любовью в романе, которая позволяет раскрыть, обогатить и дополнить, пусть и на самых последних страницах произведения, образ главного героя, придавая ему завершенность и целостность.

Оценить: 5.0 (3 голосов)
Sending