Тема нигилизма в романе И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Знаковый для своего времени роман «Отцы́ и де́ти» Иван Сергеевич Тургенев пишет накануне реформы 1861 года. Фигура главного героя Евгения Базарова, пропагандирующего идеалы бескомпромиссности, приоритет полезного над прекрасным, отсутствие благоговения перед авторитетами и старыми правдами, вызывали стремление к подражанию у молодежи того времени.

В своем романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев ставит ряд моральных, философских и политических проблем. Произведение поднимает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения поколений «отцов и детей», любовь и дружба, становление личности, выбор своего пути в жизни, что есть счастье.

Евгений Базаров – герой своего времени, они нигилист, открыто противостоящий «старому», что неминуемо приводит героя к конфликту внутреннему и с окружающими.

На страницах повествования Иван Тургенев вскрывает нежизнеспособность нигилистической философии. Автор сознательно пишет картины запустения в российской крепостной деревне, эпически утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что несправедливость господствующих классов очевидна. Но вместе с тем не может он разделить и принципы базаровского мировоззрения. Автор оставляет идейного новатора в одиночестве. Ему не с кем «драться» с «барчуками», не с кем «расчищать место», ведь его сторонники – Аркадий, Ситников и Кукшина – предают его идеалы.

После «испытания любовью», которую герой отрицал, оказывается внутренне сломленным и сам спорщик Евгений Васильевич. вот его рассуждения о природе и искусстве: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд – «чепуха, гниль, художество». Любовь к Анне Одинцовой низводит эти положения теории нигилиста и пробуждает в герое иные душевные качества: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Но любовь эта оказалась невзаимной, а потому трагична и обречена.

В финале герой Базарова заражается тифом, когда вскрывал труп крестьянина и погибает. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: поэтическая любовь к Одинцовой, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; сила воли, мужество, жажда жизни, труда, подвига, общественного дела.

Тургенев отчетливо показывает, что Базаров – крупная, масштабная личность, способная оказывать влияние на других, но в то же время он «лишний человек» и гибель его неминуема – его время еще не пришло, его время еще не настало.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending