Тема «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Центральная фабула романа «Преступление и наказание» разворачивается вокруг жизни главного героя, в сознании которого созревает идея преступления. Символично, что самому преступлению Федор Достоевский отводит всего одну часть своего обширного романа, остальные пять отданы на осмысление и душевные терзания самого героя.

Дело в том, что преступление совершается не по причине корысти в том или ином виде, а по глубоким мировоззренческим соображениям. Родион Романович Раскольников, бывший студент, который не в состоянии платить за учебу и едва сводит концы с концами выступает стержневым герой повествования. Мораль противоречивого сознания Раскольникова проста —  он имеет право совершать преступления во имя субъективно благих целей, и душегубство — только одна из ступеней на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. Фактически Раскольников пытается доказать себе, что цель оправдывает средства. При этом он, сам того не сознавая, выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, указывая на ничножность жизни старухи-процентщицы. Но какой же психологический шок ожидает его после свершения самосуда: убийство не делает человека «избранным», убийство делает человека одиночкой, чужаком.

На контрасте заблуждений Раскольникова Достоевский выводит новую тему повествования – тему «униженных и оскорбленных», тему бесправных и дрожащих «тварей» по мысли главного героя. В уста героя Мармеладова Достоевский вкладывает мысль о том, что в неимущем или, попросту — нищем, никто не подозревает благородства чувств. Хотя это благородство и присутствует. Он может понимать, сопереживать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самопожертвование Сони. В образе данного героя Достоевский показывает неравенство общественных законов и то, что, несмотря на свое социальное и во многом нравственное падение, Мармеладов сохраняет в себе осколочки человеческого достоинства.

Супруга Мармеладова Катерины Ивановны изначально благородных кровей, но, выйдя замуж без родительского благословения, оказывается в безысходном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была стать женой  Мармеладова. “Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти!” В безысходности и отчаянии Катерина Ивановна посылает падчерицу Соню на панель. В сцене, когда Соня возвратилась с деньгами, мачеха “весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала”. Достоевский оправдывает поступки катерины Ивановны, ибо бесполезно искать помощи там, где даже нет сочувствия окружающих, “некуда идти” ей, везде тупик.

Соня Мармеладова — еще один образ «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание». Это юная девушка, отчаявшаяся на самопродажу. При этом, она не утратила своего человеческого лица — она чувствительна, робка и застенчива. Более того, она единственная, кто принимает Раскольникова таким, каков он есть, понимает страдания Родиона, ведь она тоже преступница, Соня так же преступила моральные нормы и устои общества. В финале Соня спасает Раскольникова, прикладывает все свои силы, чтобы сделать из него снова человека. А Раскольников спасает ее, ведь он сам, хоть и заражен болезненной идей, но из того ж бесправного слоя общественности, который брезгливо не замечают остальные.

На примере семьи Мармеладовых и Раскольниковых Федор Михайлович Достоевский веско показывает, что злорадная насмешка и враждебность, хуже того — безразличие, царят в этом мире. И именно такое состояние социума, где никто никому не нужен и создают благодатную почву для развития болезненных и абсурдных идей, подобных теории Родиона Раскольникова.

Таким образом, роман “Преступление и наказание” воссоздал беспокойство автора за будущее типичного человека своего времени, который почти всегда “унижен и оскорблен”, но в тоже время он отразил и неприемлемость того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending