Теория Родиона Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” впервые был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». В романе сложно переоценить весь психологизм автора, с которым он отражает весь психологический анализ преступления, давая четкие и говорящие детали и моменты. Заметим, что Достоевский, наряду с Л.Н. Толстым, популярный и читаемый русский писатель за рубежом. Это говорит об актуальности и востребованности затрагиваемой им тематики, а также о такой манере ее изложения, которая вызывает душевный отклик во многих странах мира. И, возможно в этой связи, сохраняется злободневность романа Достоевского и по сей день.

Центральная сюжетная линия произведения разворачивается вокруг преступления, которое совершает бедный студент Родион Раскольников, убивающий в начале книгу старуху-процентщицу, и затем практически все повествование романа разворачивается вокруг темы раскаяния главного героя, его переосмысления жизненных приоритетов и о том, как меняется судьба человека, да и сам человек, совершивший столь греховное преступление против человеческой жизни; а также автор задается вопросом, способен для человек оставаться человеком в подобной чудовищной по своему драматизму жизненной ситуации.

Но автором подчеркивается, что речь идет о необычном уголовном деле: убийство старухи – это своего рода лишение человека жизни по идеологическим соображениям, нежели прямой или косвенной корысти, а сам его исполнитель — убийца-философ, преступник-мыслитель. Согласно теория Раскольникова, человечество можно разделить на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» могут пойти даже на преступление во имя реализации своих идей и будущих великих свершений. Сам Родион беден и едва сводит концы с концами. Столь же неимуща и его семья, его сестра даже готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтоб хоть как-то поправить положение своих близких. Именно поступок сестры и становится поводом, последней каплей, чтоб убить одну «вошь» и подтвердить власть своей идеи.

Однако убийство не приносит своему вершителю никакого удовлетворения. Напротив его жизнь запутывается в еще больший клубок противоречий. У Раскольникова  начинается ужасающая жизнь метаний преступника, сознание которого находится на грани срыва в бесплодных попытках обрести опору и найти оправдание своему поступку,  в поисках извинения хотя бы себя в собственных глазах.

Острый психологизм последующего существования Родиона Раскольникова живописно переданы Достоевским. В сюжет произведения вовлекаются все новые и новые персонажи, но все они чужды главному герою. Однако он находить родственную душу и обретает поддержку в лицу в лице запуганной и несчастной девушки Сони Мармеладовой, которая так же как и сам главный герой окончательно запуталась и потеряла себя, которая почти сломлена. Но вместе с тем, соня Мармеладова – это тот самый проводник, столь понятный Раскольникову и говорячий на его языке, который в конечном итоге наполняет жизнь Раскольникова смыслом, и он в конечном итоге отказывается от своих претензий на уникальность и избранность, становясь нормальным земным человеком, который не безукоризнен, но человечен и жив.

В своем психологическом романе Достоевский рассмотрел и психологические и социальные причины преступлений, нравственных противоречий, общественных и бытовых обстоятельств падения, описывая жизнь петербургской бедноты. На страницах книги Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право судить и убивать других людей, достаточно ли в нем моральной силы, чтоб вынести тяжесть этих событий и сможет ли он жить с бременем своих решений. Раскольникову стоит невероятных усилий признаться не столько в своей моральной слабости, сколько в несостоятельности своей бесчеловечной идеи и обрести вновь свое место в несовершенном обществе.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending