Творчество В.Г.Короленко. Проблематика и художественное своеобразие

В рассказе «Сон Макара» нет необычных людей, протестующих натур, нет искателей правды. Перед нами забитый и покорный крестьянин, не помышляющий о лучшей доле. Он переживает нравственное возрождение, пусть пока только во сне. Происходит это потому, что в его душе не угасла надежда. Ее не смогли убить ни тяжелый труд, ни страшные морозы, ни одичание, к которому привела его жизнь. Мотив «надежды» — основа сюжета рассказа. Надежда придает особую силу финальной сцене суда.

На суде торжествует не божественное правосудие: вначале все клонилось к осуждению Макара. Но праведный гнев в душе Макара совершил чудо, когда тот понял, что «стоит у конца». Справедливость победила. Забитый крестьянин в своем вещем сне видит торжество справедливости и слышит чудную песню, «которой земля каждый раз приветствует солнце». Среди людей «дурного общества» выделяется пан Тыбур — ций. Этот нищий и вор одновременно — своеобразный философ. Он рассуждает об ответственности общества за преступления. Это воплощение гордого достоинства и независимости.

Характерно, что именно в «дурном обществе» юный герой получает первые уроки самостоятельности и умения мыслить. Именно здесь, где «серый камень высосал жизнь маленькой обитательницы подземелья» Маруси проходит он школу истинного гуманизма, человечности. Отправляясь вместе с сестрой Соней из городка в большой мир, они оба, «полные жизни и надежды», произносят над маленькой могилкой свои «обеты».

В повести «Слепой музыкант» главный герой преодолевает даже такие препятствия и преграды, против которых, казалось бы, бессилен человек. Герой Короленко, слепой юноша, добился победы, поборол пассивное страдание, претворив его в активное сочувствие обездоленным и униженным. Писатель в своем произведении задает сложный психологический вопрос: отчего человек тоскует часто по том, чего он никогда не знал, чего не было в его личном опыте, в его жизни. Почему слепорожденный стремится к свету, которого никогда не видел и не познал? Почему он ощущает слепоту как лишение, раз он никогда не был зрячим? Короленко отвечает на этот вопрос так.

Отдельный человек — это частица человеческого рода. Если человеческий род знает свет, то его захочет познать и слепорожденный. Писатель утверждает в «Слепом музыканте» не только возможность, но и неизбежность стремления к «свету», к полноте человеческого существования. Герой Короленко испытывает в детстве и юности таинственные «толчки природы», они будоражат его своей неясностью и загадочностью, порой приводят в отчаяние, заставляют его предаваться слепому страданию, мучить себя и других. Они влекут его к борьбе за счастье и свет.

Эта борьба приводит героя к победе, «прозрению», которое наступает тогда, когда ему удается побороть эгоистическое страдание и воспитать в себе сочувствие слепому и зрячему горю других людей. Смысл жизни в борьбе. Это жизненное кредо самого писателя нашло отражение и на страницах повести. В начале 90-х годов XIX века в общественной жизни России произошли большие изменения. Усилилось недовольство крестьян, росло рабочее движение, деятельность демократической интеллигенции. Изменения в обществе отразились в творчестве Короленко.

В рассказе «Река играет» образ ветлужского переводчика Тюлина стал символом пробуждения дремлющих сил народа. В то же время писатель задается вопросом: «К какому социальному строю может привести бунт русского крестьянства?» Чтобы ответить на этот вопрос, Короленко предпринимает своеобразный художественный эксперимент. В рассказе «Без языка» он переносит русского крестьянина в буржуазную страну, в Америку.

В последнем незаконченном большом труде «История моего современника» Короленко рассказал о своих идейных исканиях в молодости и о стремлениях передовых людей его времени. Он вспоминал о своих многочисленных встречах и беседах с простыми людьми. Из этих встреч писатель выносил горькие мысли и чувства. На этом новом этапе русской жизни — начале XIX века Короленко ясно видел «искорки» природной даровитости и проблески живой народной мысли.