Характеристика наказания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

1866 год в журнале «Русский вестник» глава за главой публикуется роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Роман многослойный, неоднозначный, многосюжетный и гениальный.

В центре повествования судьба нищего студента Родиона Раскольникова, который задавлен бедностью, средств ему едва хватает на поддержание едва теплящейся жизни в своем теле. Но отличительна еще одна черта главного героя: он умен, и ум его озлоблен и коварно изобретателен. Раскольников растит в своей голове парадоксальную идею, по которой делит все человечество на «достойных» и «тварей дрожащих». «Достойные» — это люди высокого ума, развитой силы воли и холодной совести, эдакий «человек над обществом», который во имя будущих великих свершений может пойти даже на преступление. «Вошь», по мнению Раскольникова, аналогичных привилегий не имеет. Герой задается вопросом, к какой же из двух категорий относится он. Тогда, доведенный до края, главный герой решаться на убийство старухи-процентщицы. Это и выступает завязкой произведения. Остальная и основная часть книги посвещена теме наказания.

Критики признают роман Достоевского «Преступление и наказание» — психологическим бестселлером и с этим трудно не согласиться. Теме наказания автор уделяет особое внимание, это наказание через переосмыление и переоценку своих ценностей и приоритетов. Достоевский эффектно запутывает сознание своего героя в неразрешимый клубок противоречий и метаний. Раскольников терзает себя, ищет и не может найти себе место. Вскоре герой понимает, что лишение человека жизни и самосуд не возвышают и его над другими и не делают сверхчеловеком. Причем, изначально Раскольникова разочаровывает он сам: он убил и не смог справиться с нахлынувшими эмоциями, муками совести, он оказался слабым, безвольным, он оказался «вошью», «тварью», он, создатель своей бесспорной и гениальной идеей, оказался ее недостойным.

Достоевский сталкивает Раскольникова с другими героями, подробно рисуя их судьбы. Примечательно, что все герои – они такие же простые люди, как и сам раскольников, зачастую, она находятся даже в худших условиях, но продолжают оставаться людьми: это и семья Мармеладова, и университетский они друг Раскольникова и следователь, умело подтолкнвший главного героя к раскаянию. Для более подробного примера возьмем образ Сони Мармеладовой потому что он максимально близок портрету самого Раскольникова. Соня тоже преступница, как и Родион, она в своих поступках идет поперек общественной морали и продает свою честь, но разные у них мотивы злоумышлений. Соня это свершает, чтоб прокормить мачеху и младших детей в семье и потому по возвращении домой Катерина Ивановна “весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала”, когда Соня вернулась домой с деньгами. Она преступница и жертва обстоятельств одновременно. Но что совершает Раскольников? Его сестра собирается замуж за нелюбимого, чтоб хоть чуточку поправить финансово-имущественное положение своей семьи, что, собственно, и подталкивает, выступает поводом совершенного Раскольниковым преступления. Основным же мотивом убийства старухи-процентщицы по-прежнему остается овладевшая Родионом идея «достойных» и ненужных отвергаемых членов общества. Корысти в совершенным Раскольниковым преступлении не было совсем: достаточно вспомнить фрагмент, где он бессознательно кладет руку в карман при виде нищего мальчика и, не колеблясь, отдает ребенку последние монеты.

В романе Достоевский отчетливо показывает, что, убив, человек противопоставляет себя обществу, отрезает себя от него, обрекает себя на непонятость и отчужденность, что мы видим в последующих главах романа «Преступление и наказание». Причем, социум, хотя и осуждает Раскольникова, он все ж снисходительно пытается протянуть ему спасительную руку помощи. Но совесть не дает ему принять этот жест – ему элементарно стыдно. Получается, что раскол внутри героя, который по своей теории «достойных» теперь не может быть ни с ними, ибо слаб оказался он по натуре, ни с «униженными и оскорбленными», потому что чувствует себя виноватым. Достоевский реалистично показывает все драматические психологические метания личности героя. Автор считает такое самобичевание и приходящее в финале романа раскаяние героя даже большим наказанием, чем суд над героем.

Конечно же, в конце книги Федор Достоевский отправляет Родиона Раскольникова на каторгу, но вопрос того, поймет ли главный герой, что не только он поступил противоправно и бесчеловечно, убив старуху-процентщицу и случайного свидетеля ее племянницу, но и сможет ли осознать абсурдность, дикость своей теории общественного деления на «достойных» и «тварей дрожащих», писатель оставляет открытым. Но важно заметить, что автор дает своему герою Раскольникову для этого все шансы: физический труд каторги, который напрямую способствует сворачиванию мыслительной деятельности, ожидание его возвращения матерью и сестрой, а так же, безусловная и всепрощающая любовь Сони Мармеладовой.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending