Художественное своеобразие произведения М. Горького «Мать»

Роман “Мать” — одно из центральных произведений Максима Горького. В нем затрагивают классические темы, свойственные для художественной литературы, вот только контекст времени диктует свои варианты их осмысления. Новаторство можно заметить и самих средствах выражения замысла автора.

Первое, что обращает на себя внимание – это то, что жанр «Матери» практически невозможно определить однозначно. Сам Горький вообще ушел от темы обозначения жанрового своеобразия своего произведения. Критики склоняются к роману, так как улавливается сюжет с несколькими параллельными историями вокруг одной героини Пелагеи Ниловны. Бесспорно и то утверждение, что в романе читатель наблюдает противостояние личности и социума, а так же раскрыты различные общественные группы, как горожане и деревенские, фабриканты, слободчики. Самое примечательное в романе «Мать», что сразу ставить его в один ряд с работами Л. Н. Толстого, Н. Г. Чернышевского – это представление нового положительного современника времени, который иначе трактует мораль и нравственность.

В то же время, в отличие от жанрового романа в произведении «Мать» отсутствует романтическая линия, финал предполагает продолжение или домысливание со стороны читателя, а также описание природы практически не используется.
Центральным своеобразием романа можно назвать ее агитационный характер, диалоги Ниловны, Павла обращены прямо к читателю. Свою авторскую позицию Горький вкладывает в слова Пелагеи Ниловны, который в начале еще умозрительно присутствует, а к финалу утрачивает такую необходимость.

В этом реалистичном по своей сути романе можно найти черты романтизма, когда Павел, подражая Данко, говорит о зажженном сердце. В романе символичен и цвет, и звуки, которые создают непосредственную живую атмосферу присутствия. А человеческие персонажи раскрываются через взаимоотношения друг с другом.

Оценить: 0.0 (0 голосов)
Sending